Программа: подробно
12 + 1 встреч по выходным (Сб + Вс)
Программа «Давайте работать с телом» предлагает практикующим психологам и психотерапевтам сравнительно краткое, но основательное знакомство с телесно-ориентированной психотерапией. Не претендуя на полноценную подготовку в каком бы то ни было конкретном направлении телесно-ориентированной терапии, мы хотели бы, чтобы телесный опыт и тела клиентов и самих терапевтов становились полноценными участниками процесса психотерапии. Мы полагаем, что включение умного и понимающего внимания к телу и работы с ним в психотерапевтическую практику любого «не-телесного» направления позволит сделать работу и более глубокой, и более целостной.
Тело и телесный опыт являются неотъемлемой частью жизни человека и всегда включены во все истории жизни нашей и наших клиентов, и в этом отношении телесно-ориентированная психотерапия в целом не менее универсальна, чем «образно-ориентированная» или «когнитивно-ориентированная». Мы научим вас профессионально видеть, понимать и взаимодействовать с телом и телесным опытом, дадим язык описания телесных паттернов и множество инструментов в широком смысле телесной работы с различными клиентскими историями.
Программа не предполагает систематическое обучение какому-то одному из многих направлений телесно-ориентированной психотерапии и построена на основе опыта работы авторов в Бодинамике, Биосинтезе и других. В первом блоке мы будем знакомиться с тематическими историями эго-функций, учиться быть в контакте с собственным телом, приглашать в контакт со своим телом другого человека, освоим базовые навыки телесного взаимодействия в кабинете. Во втором блоке познакомимся с телесной гранью истории развития человека и соответственно будем осваивать «оптику» телесных паттернов структур характера и работу с ними. В третьем, завершающем, блоке, сведём эти две истории вместе, поговорив о стратегии и тактике терапевтической работы, феноменах телесного резонанса, переноса и контрпереноса.
На программу мы приглашаем практикующих специалистов, имеющих профильное образование в области психологии, опыт обучения психотерапии и работающих в области оказания психологической помощи. Также мы предполагаем, что участники группы имеют личную психотерапевтическую поддержку (в любом психотерапевтическом подходе).
Блок 1. Как работает тело и как работать с телом.
Встреча 1. Введение.Что такое психотерапия, что такое телесно-ориентированная психотерапия и какая она бывает. Модели личности в ТОП.
Как и зачем психотерапия работает с телом. Тело, отношение к телу, отношения с телом.
Этика ТОП.
Заземление. Различные уровни понимания понятия «заземление» в ТОП. Заземление как телесный процесс и заземление как процесс психологический. Упражнения на заземление в работе с собой и клиентом.
Встреча 2. Заземление и центрирование.Общие представления об эго-функциях в различных направлениях психотерапии. Эго-функции в ТОП.
Заземление. Горизонтальное и вертикальное заземление. Форматы работы с телом: стоя, сидя, лежа. Заземление и опора. Заземляющие/опорные прикосновения. Поддержки в терапии.
Структурная и процессуальная работа в ТОП.
Центрирование. Общие представления о центрировании. Упражнения на центрирование: тело и дыхание.
Телесная осознанность и работа с вниманием в ТОП и психотерапии в целом.
Встреча 3. Тело и чувства.Тело и чувства. Телесное картирование чувств.
Контейнирование. Общие представления о контейнировании чувств в развитии ребенка. Контейнирование как контакт с чувством. Упражнения на контейнирование.
Телесные каналы и паттерны выражения чувств. Голос, звучание, движение. Самовыражение и выражение чувств в коммуникации.
Телесная самопомощь для психологов и их клиентов.
Встреча 4. Границы и контакт.Границы. Общие представления, виды и развитие в онтогенезе. Телесная жизнь границ. Паттерны и навыки построения границ. Упражнения «на границы» в их разнообразии.
Контакт в телесной терапии: каналы и уровни контакта, подстройки, телесный резонанс. Прикосновение и его виды. Фейсинг. Контакт в кабинете и контакт как предмет работы в терапии. Работа с границами и контактом через тело.
Встреча 5. Эго-функции в работе с клиентом.И снова об эго-функциях в целом. Интерпретация запроса клиента, задач терапии и ситуации в кабинете в терминах эго-функций.
«Чемоданчик» терапевта: инструменты ТОП в работе с клиентом: стабилизация, моделирование, заземление и центрирование, контейнирование и фокусирование, «построение мостов», работа с телесным «симптомом». Сборка и завершение блока.
Блок 2. Как развивается человек. Паттерны структур характера.
Встреча 6. Развитие и характер. Паттерны структур характера. Общие представления о развитии и структурах характера. «Структура характера» vs «паттерны структур характера». Задачи работы с характером в психоаналитических, поведенческих и экзистенциально-гуманистических подходах.
Понятие структур характера в истории и практике телесно-ориентированной психотерапии. Психоанализ и психология развития: детские паттерны взрослого человека. Паттерны характера и тело. «Энергия» и ее движение в теле. «Мышечный панцирь», «блоки», «пояса», мышечные ансамбли движения.
Встреча 7. Новорожденный и младенец. Паттерны ранних довербальных структур.Ранние структуры: «
существование» и «потребность». Пре- и перинатальный опыт, формирование систем потребностей и привязанности на первом году жизни. Сенсомоторный интеллект. «Я есть», «Я хочу». Типичные паттерны ранних структур, упражнения для работы с ними.
Характер и травма. Травматическое реагирование и телесный опыт.
Встреча 8. Маленький ребенок. Паттерны структур раннего возраста.Развитие ребенка в раннем возрасте и кризисах «первого года» и «трех лет». «Детская» проблематика систем потребностей и импульсов в работе со взрослым человеком. Телесные паттерны структуры автономии: управление импульсом, переживание «я могу», формирование инициативы и ранней компетенции. Скука и интерес. Упражнения для работы с паттернами этих возрастов.
Чувства в жизни ребенка. «Надо», гнев, фрустрация, вина и работа с ними в телесной терапии. Телесные паттерны ранней позиции структуры воли.
Встреча 9. Дошкольник. Труд и любовь.Ранний дошкольный возраст: освоение целенаправленных действий и долженствования. Паттерны структуры воли (продолжение). Вина и осуждение. Преодоление и усердие.
«Эдипальные» истории структуры любви и сексуальности. Установление альянсов и сложных систем отношений в семье. Мечтание, освоение ролей и их смыслов. Чувственность и сексуальность у дошкольника. Телесные паттерны структуры любви/сексуальности, работа с ней в телесной терапии.
Встреча 10. Школьник и подросток. Я и другие.Младший школьный возраст: рефлексия и формирование мнений и позиций. Телесные паттерны структуры мнений.
Подростничество: я и группа. Телесные паттерны предъявления себя и жизни в группе. Телесная работа с паттернами школьных структур.
Блок 3. Резонанс и перенос. Сборка.
Встреча 11. Телесный резонанс и явления переносаТелесный резонанс в жизни человека. Феномены резонанса, отзеркаливания, эмпатии.
Телесный резонанс как инструмент психотерапии. Отзеркаливание, перенос и контрперенос, проективные идентификации. Психологическое поле и его энергия.
Представления о работе с переносом в различных терапевтических подходах. Задачи и инструменты работы в телесно-ориентированной психотерапии.
Встреча 12. Сборка: анализ сессии/случая.Стратегия и тактика психотерапии. Инструменты анализа сессии / случая в телесной терапии через призму структур характера и эго-функций.
Завершение.
Встреча 13. Сертификационные сессии.